В парусном спорте гандикап применяется для уравнивания скоростных качеств яхт, путем пересчета истинного времени ЕТ в исправленное время СТ по формуле:
СТ = TCF * ЕТ (1)
Гандикап вычисляется из обмерных параметров яхты. Однако при проведении парусных регат зачастую в одной группе гандикапы разнятся мало, а СТ стабильно отличаются более, чем на 7% ( 25-футовики: регатники, полярисы, турист и яхты по последним технологиям). Т.е. скоростные качества и обмерные гандикапы не соответствуют друг другу, несмотря на самые изощренные системы обмера. То же и в других группах яхт. Если идти по пути увеличения числа групп, случается, что в группе должна быть либо одна современная яхта, в противном случае падает интерес к гонкам. Да и число призов на регату ограничено.
В странах Балтии к обмерному гандикапу добавляется поправка в процентах, в зависимости от результата, показанного кадой яхтой в регатах и все яхты гоняются в одной группе. В США по итогам гонок выводится рейтинг яхты, являющийся своеобразным гандикапом.
Рассмотрим возможную математическую модель поправки к гандикапу исходя из скоростных качеств яхты.
Пусть n яхт имеют коэффициенты гандикапа, полученные из одной системы обмера:
TCF1 TCF2 TCFi TCFn
Пусть они прошли гонку с длиной дистанции D(м.м.) за время:
ЕТ1 ЕТ2 ETi ETn
соответственно.
Тогда средние скорости этих яхт Vi на дистанции D будут:
V1 = D/ET1 V2 = D/ET2 Vi = D/ETi Vn = D/ETn (2)
или
D = V1*ЕТ1 D = V2*ЕТ2 D = Vi*ETi D = Vn*ЕТn (3)
Напомним, что длина дистанции одинакова для всех яхт.
Из формулы (1) имеем:
СТ1=ТСF1* ЕТ1 СТ2=ТСF2*ЕТ2 СТi=ТСFi*ЕТi СТn=ТСFn*ЕТn (4)
Из сравнения формул (3) и (4) следует, что скорость V можно рассматривать как гандикап. Однако скорость яхты зависит от скорости ветра, курса яхты, дистанции и т.д.
Введем понятие скоростного гандикапа, определив его по формуле:
TCVi= k*Vi,
где
k = TCF1/V1
Здесь TCF1 и ЕТ1 - параметры яхты, стабильно участвующей в регатах в качестве «стабильного середнячка». Подставляя сюда значения V1 и Vi из (2), получим:
или
(5)
Поправку к обмерному гандикапу TCF определим по формуле:
После каждой регаты следует брать не всю поправку, а лишь 50 - 70%, с постепенным приближением к более точному гандикапу. Причем поправки рекомендованы лишь для яхт, у которых СТ в своей группе стабильно отличается от остальных на 7% и более.
Для яхт, не имеющих обмера, можно после нескольких гонок вычислить гандикапы и принять их за основу. Такое тестирование следует проводить при нормальных ветровых условиях 3 – 8 м/сек, а также исключить случаи, связанные с поломками, посадками на мели.
Применение гандикапов с поправками позволит всем яхтам стартовать в одной зачётной группе, что несомненно повысит интерес к соревнованиям и позволит с приемлемой точностью уравнивать яхты различных проектов, включённых в одну зачётную группу.
Пример: Обуховка, 24.09.05, гонка №1, скорость ветра 10-12 м/с.
№пп | Название яхты | ЕТ(мин.) | TCF | TCV | δ |
2 | Дельта Т-104* | 77,0 | 0,889 | 0,96 | +0,08 |
3 | Командор С-28 | 93,0 | 0,81 | 0,8 | - |
4 | Саманта С-25 | 93,1 | 0,786 | 0,79 | - |
5 | Чикомас | 95,1 | 0,79 | 0,785 | - |
6 | Be Free С-24 | 97,3 | 0,76 | 0,76 | - |
7 | Наяда Нева-1* | 93,3 | 0,745 | 0,79 | +0,06 |
8 | Кнопка Н-2 | 103,4 | 0,745 | 0,73 | - |
9 | Лотос Н-2 | 98,5 | 0,745 | 0,755 | - |
10 | Ягуар Солинг* | 87,3 | 0,778 | 0,85 | +0,09 |
11 | Дон Полярис* | 85,4 | 0,784 | 0,86 | +0,09 |
12 | Дракон | 105,0 | - | 0,784 | - |
13 | Звездник | 102,0 | - | 0,72 | - |
14 | Тримаран | 112,0 | - | 0,66 | - |
В качестве «стабильного середнячка» возьмем Be Free:
TCF1= 0,76, ЕТ = 97,3, TCF1 * ET1 = 0,76 * 97,3 = 73,95
Скоростные гандикапы TCV и поправки δ, вычисленные по формулам (5) и (6) приведены в таблице. Поправки к гандикапу для яхт «Дельта», «Наяда», «Ягуар», «Дон» значительны. Это подтвердили и последующие гонки. Если в соревновании участвуют яхты без обмера, то в качестве гандикапа берем TCV. Для яхт «Дракон», «Звездник», «Тримаран» в последующих гонках применялись TCV из таблицы.